Усмешка Воланда.

 

– Уважаемый Анатолий Борисович, вы один из тех, кто воспринимает судьбу России как свою личную. Вы взвалили на себя тяжелейшее бремя – бремя ответственности за продвижение экономических и политических реформ, конечной целью которых является коренное улучшение жизни каждого гражданина России.

В отличие от "патриотов", цепляющихся за совковое прошлое, пытающихся вернуть нас туда выстрелами или лозунгами "Во всем виноват Чубайс!", вы являетесь подлинным патриотом, отдающим работе все свои силы. Работе, направленной на превращение нашей страны из страны рабов и господ в страну свободных людей. Это вызывает ненависть одних и уважение и восхищение других. Убежден, что число вторых будет неуклонно расти.

Желаю вам в день вашего 50-летия здоровья, успеха. И удачи, которая необходима всем нам, а вашим близким – счастья.

(Олег Басилашвили поздравляет Анатолия Чубайса с днем рождения (Коммерсантъ, 16.06.05).

 

 

 

Фильм «Мастер и Маргарита» - вещь интересная. Не столько, как произведение искусства, сколько как артефакт. Поэтому выскажусь еще раз, в добавление к тому, что писал ранее.

Булгаковская линия «Мастера» всегда поражала меня своей глубоко мещанской основой. Слабенький роман о Пилате – вся эта розовая водица, искажающая как Евангелия, так и реальную историю уж никак не может считаться основанием для зачисления в «мастера». Да и с точки зрения психологии не выдерживает критики. Если уж говорить об аналогичных разработках отечественной литературы, то куда убедительнее образ римского прокуратора выведен в романе Домбровского «Факультет ненужных вещей».

Особенно забавен финал «Мастера». Не попадает он ни в ад, ни в рай. Это и правильно – ибо, как сказано в том же Евангелии «не холоден, ни горяч, а тепл». Справедливее всего было бы уготовить ему участь Берлиоза – то есть перевести в небытие. Однако поступлено также неплохо – «Мастер» отправлен в потусторонний писательский санаторий, где этот совсем еще нестарый мужчина станет гулять по дорожкам парка, а по вечерам пить чай с вареньем. Мечта инвалида.

Не совсем понятно, правда, чем там с ним станет заниматься Маргарита – молодая агрессивная красавица?

С Маргаритой опять таки вышла забавная история. Здесь выражен буржуазный миф 19 века о «бедном художнике» (осмеянный еще Достоевским в «Дневнике писателя»). Бедняга живет в мансарде, в ужасающей нищете, непризнанный, но гордый. А некая прекрасная благородная девушка приносит к нему на алтарь свою любовь. В финале же к творцу приходит слава, и оба вкушают заслуженное блаженство.

Не зря у нас представители верхней половины среднего класса так любят покупать и обустраивать мансарды!

Нужды нет, что данная коллизия абсолютно не соответствует действительности. Ибо человек существо прагматическое, а красивой женщине, как мы понимаем, ничто человеческое не чуждо. За кого выходят замуж всякие там манекенщицы и фотомодели? И за кого они выходили ранее? Смог ли гениальный (и не совсем нищий) Моцарт жениться на некоей блестящей красавице, которую любил? Нет, она предпочла благоустроенного человека, имя которого ныне известно только моцартоведам. Композитор же вынужден был сочетаться браком с молоденькой и глупой дурнушкой отнюдь не из-за плохого вкуса.

А гениальный и неприкаянный Вагнер, пережив несчастную любовь к Матильде, правда, замужней (как Маргарита!) женился на своей Козиме лишь под старость, когда стал богат и славен.

Нет, женщины совсем не против жить с гениальными мужчинами – при прочих равных условиях. И со своей точки зрения правы – ну что они будут делать с гениальностью? Об искусстве беседовать?

Странно, что Булгаков – умный и тонкий человек, сочинил подобную линию. Впрочем, писатели тоже люди. Вот замечательная фраза: «Никогда ничего не просите, особенно у тех, кто сильнее вас. Сами все предложат и сами все дадут!».

Прикол в том, что сам писатель постоянно просил «тех, кто сильнее». Он писал письма Надежде Константиновне Крупской на предмет получения комнаты (и, кстати – получил). Затем писал Иосифу Виссарионовичу Сталину по вопросу получения квартиры (и тоже не без пользы). Писал в разные театральные, литературные и иные учреждения – с переменным успехом.

Как говорится: «просите и дастся вам». Правда, сейчас существует модная точка зрения (в том числе излагаемая во всяких американоидных руководствах типа «как стать успешным»), что человек должен усиленно изображать самодостаточность, и тогда все к нему потянутся с предложениями услуг. Но это спорно.

Режиссер Бортко также умный и тонкий человек. И снял фильм прямо-таки с двойным дном.

Вот у нас в последнее время власти отпускают определенные средства на «патриотизм и развитие культуры». Определенные люди наверху резонно полагают, что страна не должна все-таки превращаться в студень.

Однако это как раз тот случай, когда «правая рука не знает, что делает левая». И инженеры человеческих душ  - элитные советские интеллигенты (или их дети) весьма специфично понимают свой контракт с властью.

Например, хорошим тоном считается пнуть «кровавую гэбню» (во всяких там «Детях Арбата» и «Сергеях Есениных»). Сказывается «родовая травма» советской интеллигенции.

Какую несоразмерную роль играет персонаж Гафта, которого нет в романе Булгакова! Я и сам немного посмеялся над «бериевским акцентом» чекиста. Нужды нет, что в те годы Берия находился на Кавказе и служил отнюдь не в органах, а на партийной работе.

Нужды нет, что реальный Лаврентий Павлович не совсем соответствовал своей посмертной славе. НКВД он возглавлял всего пару лет – после Ежова, и как раз при Берии репрессии были свернуты. И гвозди в черепа подследственным он не забивал. И автомобили его не мотались по столице, занимаясь ловлей красивых женщин (номенклатура тогда жила очень скромно, не в пример нынешней, и Сталин такого бы никому не позволил).

Зато Лаврентий Павлович был неплохим конструктором (а его сын – таки даже хорошим). И не случайно ему было поручено курировать атомный проект Курчатова – и вполне успешно.

Но Берия после смерти Сталина был избран номенклатурной верхушкой на роль монстра. Точнее – козла отпущения. «Цветет во саде алыча не для Лаврентий Палыча. А для Климент Ефремыча и дяденьки Михалыча!»

Да, вот если столько искажений в истории тридцатых годов прошлого столетия – то как же перевраны евангельские события! Но об этом даже не хочу говорить. Скажу лишь, что всякие переговоры между Христом и Сатаной невозможно представить в принципе. «Отыди от меня Сатана!» - единственное, что Дух Зла слышал от Сына Божьего.

Но не от режиссера. Дьявол в фильме фигура респектабельная и симпатичная. Правда, Бортко весьма ироничен во многих деталях. Чего стоят сцены с «разоблачениями»! Вот мечутся по улице перепуганные дамы в нижнем белье, преследуемые восторженным улюлюканьем представителей «сильной половины человечества». Вот сидит на стуле у следователя полуголая почтенная мать семейства. Повелась на дьявольский морок, и горько раскаивается – этакий раскисший студень.

Правда не раскаивается домработница Наташа. В первых кадрах такая «прекрасная няня». А в финале – голая красотка в перьях. «Оставьте меня ведьмой, ну, пожалуйста! Мне господин Жак предложение сделали, и пять золотых подарили!»

Типа «что хочет женщина» или «как стать стервой».

Здесь усмешка Воланда становится совсем уж неприкрытой.

 

Алексей Фанталов.

 

"Аттрактивность".

Карта сайта