"Союз художников как пример игры с нулевой суммой".
В недавней и весьма интересной работе Фрэнсис Фукуяма (автор некогда нашумевшей, а потом раскритикованной статьи "Конец истории") пишет об особенностях капитализма в различных странах. Согласно его работе, эти особенности проистекают из характера доверия внутри общества. И это имеет серьезные (хотя и противоречивые) последствия для экономического развития.
У англо-саксов и японцев уровень доверия достаточно высок между членами общества независимо от степени родства между ними. Это приводит к возможности формирования крупных корпораций, всем известных нам промышленных, финансовых и торговых гигантов.
Во Франции, Италии, а также Китае доверие больше распространяется на родственников. Поэтому здесь доминируют семейные средние и мелкие фирмы.
Какой же путь выгоднее для страны? Фукуяма утверждает, что это зависит от того, какое направление в промышленности на данный момент перспективно для человечества. Поскольку одни отрасли требуют наличия крупных корпораций, другие - мелких и средних фирм.
В России мы наблюдаем нечто третье. Уровень взаимного доверия в обществе очень низок (один термин «лох» чего стоит!). Семейные связи также, во многом, разрушены. А вот приятельские отношения, действительно, играют серьезную роль. Не секрет, что большинство состояний «новых русских» возникли именно благодаря таким отношениям (весь российский капитализм Геннадий Явлинский метко назвал «приятельским»). В сущности, все эти «олигархические структуры (взять того же Михаила Ходорковского) являются тем, что Сергей Переслегин охарактеризовал как «домены», (более понятное слово - тусовка).
Само слово «домен» (звучащее так знакомо для всех пользователей Интернет J) в исторических трудах означает владение («доминус» - господин) и обычно употреблялось по отношению к средневековым феодам.
Домены (в понимании Переслегина) имели широкое хождение в России не всегда. Царская Россия представляла сословное общество со сложной неоднородной структурой. В сталинское же время на территории СССР существовала огромная «тоталитарная власть». В хрущевский период началась ее приватизация отдельными доменами-тусовками. Особое развитие данный процесс получил в «период застоя». Ну, а последние пятнадцать лет есть просто логическое завершение. Фактически домены - следствие деградации общества. Они заменили пустоту, образовавшуюся в результате разрушения сложных структур так же, как в американских прериях кролики и шакалы заменили истребленных бизонов и волков.
При этом каждый, в процессе «доменной приватизации» унес все, что мог. Домены приватизировали сырьевые и промышленные предприятия, властные структуры, газеты, журналы, «творческие союзы» и т.д. Большинству, понятно, ничего не досталось.
Взять хотя бы такое образование, как «Союз Художников». Что это за структура? Мы привыкли считать, что есть два вида организаций: профсоюз и творческое объединение. Структура первого типа в принципе включает всех лиц, работающих по конкретной специальности («художники») и платящих членские взносы, с целью защиты их прав перед работодателем. Структура второго типа объединяет людей с близкими творческими убеждениями, представляющих определенное направление в искусстве: «Мир искусства», «Бубновый валет», «Левый фронт» (группы российских художников начала 20 века).
Что мы имеем в лице «Союза Художников» (и его филиалов по всей стране). Когда-то Сталин, занимаясь унификацией духовной жизни в СССР, слил все творческие группы в единый «Союз». В процессе перестройки говорилось о принципиальной бессмысленности такой структуры, или о преобразовании ее в нормальный профсоюз. Ибо по определению не может быть у нескольких тысяч художников единой «творческой платформы» (так же как не могло быть общих убеждений у восемнадцати миллионов членов брежневской КПСС). Зато могут быть финансовые и правовые интересы.
Но все осталось по-прежнему, под предлогом «сохранения духовности и культуры». Проще говоря - правящая в «Союзе» иерархия остро заинтересована в контроле за ресурсами организации: престижные выставочные залы, фактически бесплатные квартиры-мастерские в центральных районах, государственные дотации, заказы, поездки за рубеж (по линии культурного обмена, где они представляют «российское искусство») и т.д. Не так и мало. На всех не хватает, конечно, поэтому рядовые члены существуют в качестве массовки. «Союз художников не является ни профсоюзом, ни творческим объединением. Правящие там структуры - типичные тусовки-домены, организованные «на смешанной приятельско-деловой почве (не исключающей родственные отношения)».
Члены мало-мальски процветающих доменов (если, конечно, честно признают наличие их существования) скажут, что подобная организация общества вполне позитивна (отсюда недалеко и до воспевания теневой экономики). Но такой расклад не дает стране преимуществ ни западного, ни восточного общества.
На Западе, при его индивидуализме высока социальная мобильность в обществе. Проще говоря, человек с мозгами и руками может сделать приличную карьеру вполне законным путем. Отсюда высокая креативность современной западной цивилизации.
На Востоке, (там, где сильно родовое начало), ситуация иная. Условия жизни в роде таковы, что будь ты семи пядей во лбу, но имея низкий родовой статус, довольно быстро упрешься в социальный потолок. Отсюда застойность общества. Зато роды сохраняют нравственность и очень сплачивают этнос. Не зря, не имеющие родов русские в Закавказье, Казахстане, Средней Азии занимают подчиненное положение. «Когда я приду к власти, то жизнь в России организую по родам», говаривал барон Унгерн.
«Неважно, какой специалист, важно, чтобы человек был хороший» - мудрость, доставшаяся в наследство от брежневской эры. «Хороший» - значит свой. Еще одно завоевание тех лет - знаменитое слово «блат».
Поэтому современная ситуация в России характеризуется пониженным профессионализмом. Отсюда например, уровень преподавания в частных учебных заведениях ничуть не лучше, чем в государственных (о материальной базе, разумеется, речь не идет).
И, заметьте, домен - совсем не то, что «консорция» в понимании Льва Гумилева («консорция» - группа людей, спаянных общими убеждениями и настроенных прозелитически - то есть принимающих в свои ряды всех, эти убеждения разделяющих). Нет, домен отнюдь не заинтересован в росте своих рядов («на всех благ не хватит»). Отсюда и вся застойность и бессмысленность этой мышиной возни последних пятнадцати лет с бесконечным дележом и переделом все того же усыхающего общественного пирога. Игра с нулевой суммой.
Алексей Фанталов.