Макс Фрай.
То, что «Макс Фрай» - женщина, выяснилось только прошедшей зимой.
Говорят, издатели хотели использовать брэнд
самостоятельно, и Светлане Мартынчик пришлось срочно
спасать свой раскрученный псевдоним.
Забавно было видеть, как
вытянулось лицо одной девицы, слегка влюбленной в оного Фрая.
Хотя женский стиль заметен в романах. Они не кровожадны и вполне комфортны - то
есть соответствуют дамскому представлению о романтике. Как выразилась «самая
большая любовь героя», леди Меламори: «Женщина -
всегда сумасшедшая птица! Запомни это Макс!». Мужчина такого
бы не написал.
В Средние века из больших
произведений наиболее популярными были два литературных жанра - рыцарский роман
и героический эпос. Первый жанр, повествующий об удивительном благородстве
рыцарей, преимущественно рассчитан на восприятие прекрасными дамами. Второй
(рассказывающий о жестокости и вероломстве) - создавался для слушателей-мужчин.
Интересен промежуточный вариант - «Кудруна». Этот
поэтический эпос напоминает «Песнь о Нибелунгах», но
в нем абсолютно нет трагического колорита (несмотря на драматизм описываемых
событий), зато есть какая-то пародийность.
Любопытна, кстати,
эволюция самого этого понятия «романтика». Изначально под ним понималось
противостояние одинокого героя обществу, стихиям, небу. Сразу представляется
ночь, луна, развалины башен, уханье сов и фигура какого-нибудь бледного отверженного
Манфреда «со взором горящим».
В советское время,
естественно, такому безобразию места не было. Поэтому под термином стали
понимать сперва «романтику гражданской войны», а в хрущевско-брежневское время - геологоразведочные экспедиции
и просто турпоходы «за туманом и за запахом тайги».
Ну а в наш век слово
приватизировали женщины. Романтика в их понимании - ужин при свечах в дорогом
отеле, оканчивающийся красивой любовью. Или - та же любовь под пальмами. Или -
на белоснежном океанском лайнере.
В сущности, теперь под «романтикой»
понимается буржуазный комфорт - вещь, прямо противоположная изначальному смыслу
слова. Женщины в массе своей буржуазны (то есть, одержимы нормальным инстинктом
самосохранения).
А «средний класс» (за
исключением бандитов) женственен, как женственна вся сфера услуг. И в силу женского
нарциссизма этот класс нуждается в непрерывной лести по поводу своей
«успешности» и превосходству над «неудачниками». Каковую лесть середняки и
получают от рекламщиков (не безвозмездно J).
Комична, кстати, такая
вещь, как психоз «евроремонта». Мода на стерильность в жилых помещениях (в
кухне - как в операционной) выдает глубоко запрятанный невроз, известный как
«боязнь грязи». Под маской «любви к жизни» скрыт страх перед ней.
Интересно будет наблюдать
момент, когда средний класс (или значительная его часть) окажется
не нужен «элите» (которая в современном обществе России и мира олицетворяет
«мужское начало» - если не по исконной своей природе, то хотя бы по статусу).
Но вернемся к Мартынчик (она же Фрай).
В чем же причины успеха ее
книг? В верно избранной таргет-группе. Если, согласиться
с тем, что говорил Садальский в интервью одной очень
массовой газете: «книги Донцовой рассчитаны на тех, кто
торгует на рынке», то эпопея о Фрае создана, прежде
всего, для граждан, сидящих в офисах.
Чем привлекают творения
Людмилы Мартынчик ее читателей? Полагаю, элементом «приключенческой
вседозволенности» (если не считать эксплуатации современного интереса к миру
магии и волшебства.). Людям, по восемь часов парящимся за офисным столом, и
занимающимся скучной (хотя и неплохо оплачиваемой работой) хочется отождествить
себя с бесбашенным героем, которому море по колено и
все удается без особенных усилий.
Ну конечно, разорвать все
опутывавшие в земном существовании связи, «почувствовать абсолютную свободу»,
«начать жизнь с чистого листа» - к этому же нас призывают буквально с каждого
столба. А то, что «абсолютной свободы» не бывает и за безответственность по
отношению к окружающим придется платить - остается за кадром.
Для тех кто не читал и не
станет - главным героем, «Альтер эго» писательницы является Максим Фрай («Макс»), человек из России конца 20 века, попавший в Иной мир и неплохо там прижившийся. Об этом рассказывает
цикл книг под названием «Лабиринты Ехо». Ехо - некий фантастический город, где правят маги. А
надзирает за порядком некий «орган», в котором незаменимым работником
оказывается наш Макс. В каждом из романов он выполняет определенную миссию.
Например, препровождает престарелого великого Мага в Страну мертвых.
Отдельно от «Лабиринтов»
существует популярный роман «Мой Рагнарек». В нем Фраю поручено устроить эсхатологическую битву, сыграв роль
предводителя Сил тьмы - скандинавского великана Сурта.
Макс оживляет мертвецов (среди которых Герман Геринг налаживает ему люфтваффе),
но при этом вновь все переигрывает и срывает провиденциальный замысел.
Оппонентами Фрая в «Рагнарек» выступают Один со своими валькириями и олимпийские боги (!). Врагами -
жестокие боги Месоамерики и Мировой змей Ермунганд. Олимпийские боги живут в романе в горах Эфиопии
и летают на аэропланах начала 20 века, поднимая их своей божественной силой
(которая иссякает). Поэтому им трудно было бы тягаться с техникой Фрая, если бы последний не
испытывал к ним тайное сочувствие.
Вообще, мягко говоря, вольное
обращение с богами и Богом особенно характерно для романа «Мой Рагнарек» (приводить примеры - то есть тоже кощунствовать я
не буду).
Забавно видеть, как свою
эрудицию Мартынчик черпает из энциклопедии «Мифы
народов мира». Вплоть до того, что главный герой презентует эту книгу Афине
Палладе (!).
Особняком в творчестве Мартынчик стоит «Идеальный роман» - множество коротеньких текстиков, неплохо пародирующих
популярные литературные жанры: детективы, исторические романы, фэнтази и пр.
For example:
МЕЧ ХАЛЬГАРАНИ (ЧАСТЬ 2)
Тихий гул поднимался к сводам старой крепости. Орханак не знал, что это
такое, но это было хорошо, как быстрый бег крови по замерзшему телу после
стакана горячего вина. Глоса привстала на цыпочки и тихо ахнула от восторга:
"Это Хавры, Орх! Они
возвращаются!"
На
Хаврах мы и закончим.
Алексей Фанталов.